<

Деятельность Адмирала Грейга в Николаеве

Деятельность Адмирала Грейга в Николаеве2 марта 1816 года вице-адмирал был назначен на должность главного командира Черноморского флота и портов, и одновременно военного губернатора Севастополя и Николаева. О состоянии русского флота в этот период времени очень образно написано в трудах военно-морских историков:
«Представители флота были не в чести, их подвигов не ценили, зато каждое лыко ставили в строку…. В то время, когда гром побед сопровождал русские войска от Москвы до самого Парижа, служба морская перестала пользоваться почетом, флот прекратил плавать, суда гнили в гаванях, а преобладающее положение заняла береговая жизнь…».
Можно сказать, что с приходом Алексея Грейга русский флот на Черном море пережил второе рождение. В новой должности моряк пробыл почти восемнадцать лет, живя преимущественно в Николаеве, где располагалось управление всем Черноморским флотом. С первых же дней он сосредоточил свое внимание на модернизации кораблей, а также технологии их постройки. Большое значение будущий адмирал придавал строительству мелких транспортных и боевых парусных судов – люгеров, катеров, тендеров, шхун, бригов, использующихся для перевозки грузов, разведки, крейсерских операций и служивших базой для практического воспитания молодых офицеров. При Грейге стали строить специальные лоц-лодки для гидрографической службы, канонерские лодки с тремя орудиями и иолы – мелкие суденышки в составе Дунайской флотилии. Однако основное внимание Алексей Самуилович уделял созданию главной ударной силы флота – линейным кораблям и фрегатам. Новые суда строились по чертежам, разработанным или самим Грейгом, или по английским образцам. Они имели хорошую остойчивость, которая прекрасно сочеталась с мощной артиллерией, позволяя пользоваться ей в сильные ветры. Проектирование судов моряк выполнял не «на глазок», а всегда на научной основе. Алексеем Самуиловичем был разработан «параболический метод», предлагающий математическое описание подводной части корпусов кораблей различных типов, и метод определения центра тяжести судов на основе кренования, необходимый при решении задач остойчивости. Также широко были распространены его методики расчета крена судов в боевых условиях при сильном ветре в момент, когда орудия одного борта ведут огонь по врагу. С 1817 года испытания на основе данной методики проводились в России для каждого построенного линейного корабля и фрегата.
Шедевром кораблестроительного мастерства Алексея Самуиловича считается трехдечный 120-пушечный корабль «Варшава», являющийся первым судном подобного ранга на Черном море. По отзывам современников, Грейг вложил в судно все свои научные знания и опыт, корабль отличался прекрасными мореходными качествами, исключительной соразмерностью корпуса, мощным артиллерийским вооружением и прекрасным внешним видом. К сожалению, «Варшаву» спустили на воду уже после отъезда адмирала из Николаева. Сменивший его на посту главного командира Черноморского флота Лазарев после тщательных испытаний дал кораблю следующую оценку: «Корабль сей удобнейший по расположению внутреннему и по отделке лучший в российском флоте…. Руля слушает во всех отношениях превосходно и смотрится кораблем царским – на Балтике таких никогда не выдывали, да и в Англии тоже».
В ходе многочисленных улучшений, введенных Грейгом в технике судостроения, значительно возросла долговечность кораблей. Средний срок службы черноморских судов вырос с 10 лет до 14, а с капитальным ремонтом (тимберовкой) и до 17 лет. В 1818 году Алексей Самуилович издал распоряжение о замене песчано-каменного балласта на чугунный. Как следствие, возросла остойчивость, что позволило увеличить калибр артиллерии и сменить 24-фунтовые орудия на главной орудийной палубе на 36-фунтовые. А предпринятое им увеличение возвышения пушечных портов от уровня воды сделало русский флот боеготовым на ходу и в сильный ветер, а не только при стоянке на якоре или в слабый ветер, как это было раньше. Кроме того на кораблях Черноморского флота впервые стали применять сигнальные фонари, переговорные трубы, опреснительные установки, дневной и ночной телеграфы.
Где остановиться в Николаеве:
Вы приехали в Николаев отдохнуть на экскурсию или по делам? Тогда ждем вас в гостинице Николаева — отеле класса люкс Адмирал Грейг! Мы организуем вам незабываемый и супер-комфортный адмиральский отдых в отеле Николаева!
Администратор гостиницы в Николаеве Адмирал Грейг ответит на все интересующие вас вопросы относительно бронирования отеля, оплаты номеров и размещения в гостинице Николаева по телефону +38 0512 46 50 88.